Как не сгореть на работе? Или День сурка для журналиста и PR-щика

Когда общаешься с коллегами из мира прессы и PR, с опытом работы более 10-15 лет, все чаще слышишь жалобы, что ни выходные, ни отпуск не дают отдыха, что потеряна мотивация расти профессионально — кажется, что все уже достигнуто и все сделано, что каждый следующий день похож на предыдущий. Налицо все признаки профессионального выгорания, которое повышает риск возникновения депрессии. Не могу сказать, что мы нашли универсальный рецепт, но тем не менее нам удалось найти некоторые секреты, как вернуть и сохранить удовольствие от работы.
Рецепт №1. Трудоголизм — зло!
Еще несколько лет назад считалось, что если ты приходишь на работу на час раньше всех остальных и уходишь около полуночи, если у тебя нет выходных, ты не берешь отпуск — значит ты супер работник. Но никому не хотелось признаваться в том, что через несколько лет эффективной работы это приводит к нервным срывам, расходам на врачей, проблемам в семье, и как результат — дисквалификации в вполне еще трудоспособном возрасте. Когда мы только запускали наш стартап, мы тоже допускали такие ошибки: работали на износ, не щадя сил, забывая про отдых. И когда выдохлись, поняли, что нужно срочно принимать меры.
В EnglishDom есть несколько правил, которым мы стараемся следовать, каким бы напряженным не был период работы. Работа больше восьми-девяти часов в сутки не только не приветствуется, но и осуждается: ведь это говорит не о старании, а о неумении организовать рабочее время так, чтобы решать больше задач в единицу времени. Работа в выходные — только в случае крайней надобности. Каждые полгода сотрудник должен уйти в отпуск хотя бы на неделю. Часть сотрудников работают за компьютером только половину рабочего времени, остальное время ходят на конференции, на семинары, могут просто пройтись прогуляться, чтобы лучше думалось. Раз в неделю любой сотрудник может отпроситься и уйти пораньше, если чувствует, что «голова совсем не соображает, даже пороха не могу придумать». Стартап — это проект, где нужны яркие идеи и креативный подход, а не отбывание рабочих часов.
Рецепт №2. Делегируйте полномочия.
Желание все делать самому и все самому контролировать называют по-разному: и синдром отличника, и сверх-контроль, и повышенная беспокойность. В итоге высококвалифицированный специалист увязает в мелочах: сам и швец, и жнец, и на дуде игрец. Сам пишет, согласовывает, собирает факты, вносит правки, общается с типографиями и партнерами. Знакомая картина? При этом рабочее время не резиновое, в итоге вы все равно всего не успеваете, и главное — у вас не хватает времени и концентрации на то, в чем вы особенно хороши, с чем никто, кроме вас, не сможет справиться.
Первые несколько месяцев сотрудник EnglishDom работает сам — вникает в процесс, во все детали, получает первые результаты и делает первые ошибки. Это незаменимый опыт, без которого невозможно эффективно войти в проект. Но потом мы выстраиваем работу таким образом, чтобы штатный специалист был сосредоточен на основных, стратегических задачах, привлекая для сопутствующих задач фрилансеров. Например, переговоры с ТОП СМИ, согласование тем и условий размещения, поиск интересных партнерских программ, организация участия нашей школы в выставках — все лежит на наших штатных сотрудниках PR-службы. Но одновременно с этим с ними работают полтора десятка райтеров, которые пишут тексты в разном стиле и на разные темы — от lifestyle и образовательных изданий до business и IT СМИ. Дизайнеры рисуют баннеры, листовки, макеты для ролл-апов. В итоге, у сотрудника не возникает ощущения, что он погряз в мелочах, в скучных, но необходимых ежедневных действиях.
Рецепт №3. Ищите перспективу и растите.
Многие специалисты хотят попасть в корпорацию, считая, что это залог стабильности и высокой оплаты, и всячески избегают стартапов. Мы проанализировали разницу между этими двумя форматами с точки зрения выгорания и вот к чему пришли.
Одно из основных свойств корпораций – ты можешь расти линейно. Обычно ты начинаешь с низа или серединки и идешь вверх. Вот твоя карьерная лестница, ты поработаешь два года и поднимешься на уровень и т.д. Там четко все понятно, ты знаешь, что тебе нужно сделать, чтоб тебя подняли, у тебя большая белая зарплата, соцпакет и все плюшки. Но, если вдруг, проработав 10 лет в компании, в свои 30-35 лет ты понимаешь, что это не твое, то тебе мегасложно уйти из этой корпорации. В стартапе в точности наоборот – там делаешь все. Сегодня ты делаешь маркетинг, а завтра сядешь делать продажи или вообще в колл-центре. А может, вообще будешь кофе подавать ребятам, потому что там все зашились и не успевают с проектом, и им даже некогда кофе себе сделать. Сегодня ты управляешь компанией, а завтра ты пойдешь раздавать листовки, потому что не хватило промоутеров – это вполне нормальная практика для стартапа. Там нет такой вертикали, как в корпорации. Соответственно, у тебя развиваются разные скилы. И ты видишь, что там делается внизу, из-за отсутствия вертикали.
Плюс, если в корпорации ты должен развиваться линейно, и если не дай Бог ты решил сменить сферу деятельности и перейти в другой отдел – это целая проблема, и ты не перейдешь на самом деле, то в стартапе это все очень легко. То есть, если ты сейчас захочешь быть тестировщиком, и ты пойдешь на курсы тестировщиков, то пойдешь к нам младшим стажером. Если я захочу быть дизайнером, я выучу дизайн и пойду к нам подрисовывать. Здесь очень легкий старт. Если у тебя есть желание и тебе близка корпоративная культура этого стартапа, то ты можешь очень долго ходить по вертикали и по горизонтали в стартапе, при этом ничего тебя не ограничивает.
Рецепт №4. Не прекращайте учиться.
Говорят, что лучший способ сохранить ясный ум в пожилом возрасте — это разгадывать кроссворды. Чтобы сохранить ясность ума и интерес к профессии, нужно гораздо больше. Читайте профессиональную литературу (например в нашей школе мы специально собираем электронную библиотеку по разным темам — маркетинг, разработка, PR, SMM, SEO, которую делаем доступной для всех сотрудников). Подписывайтесь на профили в соцсетях ярких и интересных специалистов, читайте телеграмм-каналы, публикации в СМИ (не реже 1 раза в 2-3 месяца мы делаем подборки интересных каналов, ресурсов, телеграмм-каналов для чтения, в том числе и на иностранных языках). Старайтесь не пропускать семинары и конференции, где можно послушать и самим поделиться опытом. Незаменимыми стали вебинары — ведь не на все мероприятия можно успеть приехать или прилететь. И отличная тренировка для мозга — это изучение английского языка. Каждый наш сотрудник получает возможность компенсации 50% стоимости профессионального обучения на свой выбор.
Если хотите воспользоваться этим рецептом, мы предлагаем вам в подарок три месяца бесплатного обучения английскому языку онлайн. Для этого достаточно перейти по ссылке https://www.englishdom.com/myprofile/purchases/eventpr3/ и зарегистрироваться (промокод уже в ссылке).
Рецепт №5. Не молчите о своих проблемах.
Ни для кого не секрет, что если долго держать эмоции внутри себя, особенно негативные, это не приведет ни к чему хорошему. Это касается в том числе и работы. Затяжной конфликт с коллегой, задача, которую не удается решить, проблемный партнер — все это «высасывает» силы и лишает нас желания двигаться дальше. Одной из обязательных карточек в корпоративном планировщике Trello у каждого нашего сотрудника - «поделиться своими болями и проблемами». Не реже раза в месяц руководители отделов обсуждают с сотрудниками, что мешает им работать, что портит настроение, что хотелось бы изменить или улучшить в бизнесс-процессах. Не поверите, но иногда выясняется, что достаточно перенести сотруднику начало рабочего дня на час или два — и вы получаете не замученного «жаворонка», а вполне себе эффективную «сову». Если у вас в компании так не принято, все равно говорите: с друзьями, в профессиональных сообществах, с коллегами. «Одна голова хорошо, а две — лучше». У вас уйдет ощущение тупика, вы сможете посмотреть на проблемы с разных точек зрения, найти другие пути ее решения.
P.S. Если День сурка все-таки вас настиг, не спешите принимать решение об уходе из профессии. Сделайте паузу — длинный отпуск, резко измените режим и формат жизни (езжайте автостопом, если всегда отдыхали в формате all inclusive, поживите в палатке), займитесь тем, о чем часто думали, но не решались — волонтерство, благотворительность, танцы, рисование,актерское мастерство. Пауза в карьерном росте даже на полгода навредит вам меньше, чем нервный срыв или затяжная депрессия. Дайте себе время остановиться в бесконечной гонке и подумать.