Автор работ Татьяна Лопа - https://vk.com/osheiniki_lopa
Наша группа ВК - https://vk.com/osheiniki
Наш инстаграмм - https://www.instagram.com/
lopafordogs/
Наш сайт (в разработке)) - http://lopafordogs.ru/
Зоо-бизнес на заказ
Мы начинали в 2012 году, когда еще такого понятия в этой сфере не было – «амуниция на заказ» или было что-то отдаленно напоминающее. Максимум кто-то мог, конечно, сшить своей собаке ошейник из брезента, а в основном все покупали, что есть в магазинах. Как правило, туда попадали или очень дешевые вещи или азиатские, сейчас кстати ситуация не намного изменилась с магазинами. Просто появилось еще несколько скандинавских производителей, с которыми мы смогли бы конкурировать при таких же оборотах.
Конечно к концу 2018 года, за это время мы просто обросли конкуренцией, но надеемся, что наш шестилетний опыт, которым мы хотим поделиться, поможет нам уверенно двигаться дальше и вам немного поближе узнать «кухню» производства амуниции для собак и кошек.
Начну сначала. Как мы дошли до этого? Все началось с нашей проблемы, как всегда и бывает в бизнесе. Сперва мы не смогли найти своей собаке ошейник, объехав пол города и наткнувшись только на черно-серый «азиатский рынок». Нам очень хорошо запомнилось наше открытие и наши первые клиенты. Работать, конечно, решили на дому, оборудовали место, закупили стол и технику.
Тогда варианта с сайтом даже не было, это было слишком затратно. Попробовали сначала конечно бесплатную рекламу на «Авито» разместив там около десятка объявлений, которые там провисели почти месяц. Не получив оттуда нормальных отзывов (за все время около 5 звонков с общими вопросами), дальше мы перешли на профессиональные форумы – где сами «собачники» все знают лучше экспертов, какой подклад нужен, где прошить дополнительно, размер на породу и т.д. Все размещали сами, вручную, иначе никак – нужно отвечать было на разные «каверзные» вопросы и поддерживать активность в целом. Там мы и нашли себе первых клиентов, которые рассказали о нас и привели новых. Была попытка попробовать силы на площадках вроде «Ярмарки мастеров» (или профильных сайтов про «hand made») - но посмотрев на трафик и примерно понимая, кто является нашей целевой аудиторией, мы решили от этого на время отказаться. Хотя для начала или старта бизнеса – это вполне хорошее место, которое к тому же уже значительно раскрутилось.
И уже затем, спустя пару месяцев, был 2013 год, если не ошибаюсь, для нас открылась социальная сеть «Вконтакте» (откуда и пошел основной поток клиентов). Хотя были большие сомнения насчет открытия там, туда люди приходили общаться и до покупок, как нам казалось, дела не было совсем. Но мы к счастью оказались не правы. Это сейчас все соц.сети забиты рекламой и платной и бесплатной, а тогда всем было в новинку, что можно вот так просто через общение купить, вернее заказать своей собаке именно под ее размер нужный ошейник. Денег тогда мы тоже совершенно не тратили – и даже не планировали, кроме того, что сам по себе бюджет еще не сформировался, мы не видели в этом необходимости, успевая заниматься раскруткой вручную и осознавая, что это для нас хобби, которым нам интересно было заниматься. По времени, «ручной» маркетинг занимал 1-2 часа в день.
Если забежать немного вперед, то затем мы, конечно, стали выделять на официальную рекламу в сети некий бюджет от 1 до 5 тысяч, и надеялись, что наши продажи заметно увеличатся, но чуда пока так и не случилось. И мы урезали бюджет до минимально возможных трат в 1-2 тыс.рублей и то, про возможности. Была и не официальная затратная часть, которая приводила больше половины наших потенциальных клиентов – это уже поднадоевшие всем конкурсы и репосты в других группах. Если брать опыт даже двухлетней давности, то «выхлоп» был в 2-3 раза больше, чем сейчас. Людям просто надоело, то, какое количество рекламы на них выливается, ну и конечно сами рекламодатели уже не стесняются устанавливать цены. Раньше можно было договориться устроить конкурс для конкретной группы с бесплатным розыгрышем за репост, но сейчас уже за такой конкурс попросят около 500 руб. и «выхлоп» будет скорее маркетинговый – о вашей компании узнают и возможно в дальнейшем найдут или вспомнят о вас.
Если брать именно цену за пост/репост в группе, сейчас можно отдать от 100 руб. в малоизвестной до 3000 в топ с миллионом подписчиков. Но дело в том, что с маленькой к вам придет в лучшем случае человек 5. Тут нет прямой зависимости конечно и от величины группы, так как сейчас уже с развитием «умной ленты» новостей, 80% групп просто не охватывают заявленной аудитории. Например мы недавно давали рекламу в группе про собак, где было 500 тыс.человек, а нашу новость просмотрели всего около 5 тысяч и к нам пришло еще человек 6-7. С официальной рекламой примерно так же или еще хуже – не знаю, конечно, как в других областях.
Далее мы планировали подключить «Фейсбук», но вдруг заказы пошли, и достаточно быстро, для первого заказа нам потребовалась неделя, что по нашим меркам было хорошо. А первыми нашими клиентами оказались две красивые колли, которым нужны были ошейники на выставку и повседневную прогулку. Сначала в нашем ассортименте были только одни ошейники, это сейчас мы уже немного расширились и можно выбрать уже целый комплект амуниции. Пока у нас так и висит полуоформленная группа на «черный день» плюс рекламный кабинет для «Инстаграмм», где мы сейчас пробуем продвигаться с переменным успехом. Клиенты отсюда более конкретные, не расположены вести диалог неделю и потом передумать – пришли, увидели, заказали. Нам нравиться, но не очень простая настройка рекламного кабинета и таргетинга заставила нас уже не раз ошибиться.
На начальном этапе развития нашего семейного бизнеса, мы вложили не более 15 тысяч, затем немного спустя, еще 15 тысяч рублей, но это было только через 3-4 месяца. Первая швейная машинка, которую мы приобрели стоила 7 тысяч рублей, она оказалась очень надежной и почти незаменимой – нам можно сказать повезло, что попался очень хороший консультант (магазин «Мир шитья»). Остальные деньги ушли на закупку материалов (стропа, плащевка, ленты, нитки, пластмассовая и металлическая фурнитура, инвентарь, вроде ножниц, катушек, пресса, специальных линеек для кройки и т.д.)
Основной поток на сегодняшний день у нас идет через социальные сети. В частности "ВКонтакте" и "Инстаграм". Они делают нам 70% выручки. Но сейчас с нами начал работать маркетолог, которого мы привлекли, чтобы подтянуть в первую очередь "Фейсбук" - до которого мы так и не добрались в свое время и оптимизировать сайт, на который мы хотим привлечь еще больше клиентов.
Маркетинг в целом. Да, у нас, конечно, есть система скидок. Для постоянных покупателей она со временем достигает 10%, а для оптовых 25%, плюс мы постоянно проводим конкурсы не только в своей группе, но и на других площадках. Участвуем в качестве спонсоров на всевозможных слётах и встречах собаководов.
Плюс не забываем про рекламу в социальных сетях и с помощью поисковых систем (Гугл, Яндекс), хотя сейчас такой вид уже все менее популярен и приносит меньшие результаты, чем раньше, поэтому мы ищем новые возможности и способы продвигать свой товар на рынок. Но в то же время мы понимаем, что за это время наша группа и сайт сам бренд ошейников «Lopa» - хорошо проиндексировался системами и нас уже не так сложно найти, как раньше. А иногда мы даже находимся сразу за платными объявлениями от топ зоомагазинов, у которых бюджеты на такую рекламу уходит за 100 тыс.рыб.
Как я уже говорила, сейчас с нами работает маркетолог (потому что со временем все становится запутаннее и сложнее, и тонкие настройки таргетинга и частота рекламных кампаний), а мы хотим сосредоточиться именно на производстве и подтвердить наши догадки по поводу рекламы. Если они подтвердятся, будем искать альтернативные варианты.
Из свежих примеров, хорошим маркетинговым ходом стал для нас специальный обзор от известного блогера - https://vk.com/video-43390310_456239033
Потому что, как всегда перед покупкой люди любят все потрогать руками, ощутить материал и прочность. У нас совсем недавно были случаи (именно случаи – они периодические), что люди просят попрочнее, потому что «лента или хлопок» может порваться при рывке..., ничего не поделать приходится объяснять, что там есть еще «начинка». Если не получается пощупать, нужно смотреть все глазами, на фото – это одно дело, но лучше видео, может быть только офлайн магазин. Хотя сейчас цены с увеличением аудитории выросли просто космически – и мы бы рады повторить, но у нас нет такого бюджета на рекламу. Например, другой блогер с похожей тематикой запрашивает уже 50 тысяч рублей.
Из постоянного и «бюджетного» арсенала, можно отметить конкурсы. С одной стороны это уже конечно больше соблазн для «халявщиков» которые их везде ищут, но тут важно не переборщить с частотой их проведения, а с другой увеличивается за счет «друзей друзей» потенциальный охват аудитории. С ним потом можно работать. А вот еще один наш свежий эксперимент, на который мы пошли в октябре, результат от нашей краудфандинговой компании - https://boomstarter.ru/projects/lopa/yarkie_osheyniki_dlya_sobak_i_koshek пока сложно и рано оценивать, но думаю, он точно пойдет нам на пользу, как отличный опыт! О нас уже написало несколько изданий, и появилась некоторая ясность с оптовым производством. Пока все секреты не будем раскрывать.
В целом же, трудностей просто уйма!) Это с виду все просто, как и в любой работе, если на нее смотреть со стороны.
На заводах производителях фурнитуры мы заказываем пока не так много, из-за чего они просто не хотят работать. Доходит до смешного, мы звоним, надоедаем – ну продайте, пожалуйста! Уговариваем, сами приезжаем, выбираем, что есть в наличии. Очень много необходимого для производства находиться в Москве, все везут только туда, а это доставка и потери на логистике для небольших партий.
Много всего находится в Европе, и реклама на Россию идет. Тоже до смешного, не можем найти нужные изделия из металла, вернее нужного качества, которое мы хотим, и которое хотят в первую очередь наши заказчики. А вот есть например маркетинг на производстве в Европе, который настроен именно на РФ и его многие находят, вот и вся разница в бизнес процессах. Надо все развивать, открывать, улучшать, все как обычно в любом бизнесе, но надежда на лучшее у нас есть и желание помочь тоже, иначе столько бы мы не продержались!)
Есть еще целый список, в который можно включить подбор и обучение персонала, продвижение в интернете, сейчас уже люди просто «наелись» рекламой и на нее совсем или практически не реагируют. Работу с клиентами над заказом, которая занимает достаточно времени, возможно, в будущем хотелось бы просто заняться производством новых коллекций или оптом, оставив маркетинг и продажи для специалистов.
Слишком много всего хотелось рассказать, но если подвести черту под темой продвижения, то мы поняли, что самый эффективный маркетинг – это наш товар, над которым мы постоянно работаем (и видим, сколько еще работы впереди!) и на эту тему есть отличнее статьи и книги, например «Сарафанный маркетинг», который мы рекомендуем вам прочесть. Из минусов, которые тут есть – это конечно время, которое вам придется потратить и подождать, прежде, чем о вас начнут рассказывать друзьям. Сделать, так, чтобы к вам возвращались и рассказывали знакомым, с одной стороны ничего не стоит, но с другой – это настоящая задача, которую нужно решать каждый день, работая над собой.
Кто-то блогер, кто-то токарь, а я шью ошейники!
С любовью из Питера.