Анна Либер, основательница художественной студии дизайна и живописи “Liberann”
Анна Либер, основательница художественной студии дизайна и живописи “Liberann”.
Анна, вы, и художница, и деловая женщина. Как пришли к открытию своего дела? Что послужило толчком? Какие трудности сразу дали о себе знать на первоначальных шагах к созданию своей художественной студии? Были ли у вас в самом начале бизнес-модели, стратегия по маркетингу и др.? Сколько человек поддерживало вас в команде?
Мне всегда было сложно работать в найме. График с 9 до 18.00 меня угнетал, а ограничения в реализации идей - просто отбивали желание работать. Максимальный срок моей работы на одном месте -- всего восемь месяцев. Не сказала бы, что это плохо. Я прыгала из компании в компанию, тем самым набралась опыта в разных сферах. Сформировала правильный круг общения перед тем, как открыть свое дело.
То есть к тому моменту, когда я написала свой первый холст после десятилетнего перерыва, у меня уже были потенциальные клиенты. Они сразу стали выкупать мои работы и приходить с новыми необычными заказами.
Были ли у вас в самом начале бизнес-модели, стратегия по маркетингу и др.? Сколько человек поддерживало вас в команде?
Бизнес-модели не было, я просто хотела заниматься любимым делом, и спасибо всем Богам, что у меня все получилось. Толчком и финальной каплей стали недобропорядочные работодатели Но не будем о прошлом, давайте о хорошем.
Долгое время я работала одна -- и все заказы выполняла самостоятельно. Но чем больше мы развивались, тем больше понимала: один в поле не воин. Начала формировать команду, а для меня это отдельный блок проблем с доверием и делегированием.
Управлять персоналом, работая в найме -- это одно, а когда тебе надо сформировать свою команду, выстроить систему работы -- это трудно.
Каждый день мы вкладываем немного в развитие компании, каждый день мы немножко улучшаемся, не так быстро, как хотелось бы, но во всяком случае мы не стоим на месте.
ПРО БИЗНЕС-МОДЕЛЬ
Сложно выстроить бизнес-модель, когда ты постоянно меняешься под рынок.
Мои клиенты в самом старте формирования студии продиктовали концепцию всего моего бизнеса. Они стали привозить мне чемоданы на роспись, кружки, чайные наборы, даже резиновую женщину.
Сперва я работала с частными людьми, но работа над заказом, где один экземпляр максимально бюджетно -- не интересно. Я ушла в корпоративный сегмент, где и тиражи, и бюджеты, и все мои клиенты. Сейчас мы позиционируем себя, как студия, которая работает по всем поверхностям, во всех стилях, для которой нет ограничений. Недавно мы открыли новые направления - полимерная глина и аэрография.
Какие первые “шишки набили”? Сложно было привлекать клиентов? Делали специальные предложения, акции? В чём заключалось ваше УТП?
Мы работали на самоокупаемости, поэтому у нас все шло поэтапно и размеренно. Были и шишки, но они такие незначительные, что даже не запомнились. Да и мне повезло, так как у меня была своя бизнес-тусовка, клиенты сами стали ко мне приходить, по рекомендациям, по советам. Просто те, кто был в друзьях в фейсбуке. это было хорошей основой для старта. Признаюсь, первую рекламу мы дали в сентябре 2017 года. До этого “жили” на рекомендациях и сарафанном радио.
Акции никогда не делали. У нас специфичный продукт. Нет точного ценника, нет ничего в наличии. Все под клиента и все под заказ, но в этом и уникальность нашей компании.
А вот специальные предложения тоже начали делать только в 2017 году. К примеру, мы создали новогоднее предложение с топовыми подарками этого сезона и разослали по всем клиентам.
УТП в том, что мы работаем на всех поверхностях и можем решить почти любой корпоративный вопрос художественным решением.
Какие достижения уже в вашем списке закрепились? Чем вы особенно гордитесь, вспоминая историю вашего персонального бренда?
Первое -- это тем, что ко мне обращаются за советом. Вы не представляете, как это круто, когда тебя просят совета или помощи, или поделиться опытом, помочь что-то решить.
Еще можно сказать, что я горжусь тем, что все полностью было построено моими руками, без кредитов, без инвесторов. Сейчас, оглядываясь назад, я могу сказать, что это хорошо. Я бы не справилась с большим вливанием денег -- и они бы были потрачены зря.
Совмещать художницу и руководителя, начальника и исполнителя получается? Или иногда хочется всё бросить и только рисовать или руководить командой, процессом?
У меня выбора нет. Бросить всё хочется постоянно, особенно после тяжелых дней работы, без выходных, на одном кофе. Но это быстро проходит, примерно за полчаса.
Рисовать я никогда не брошу, хотя на сегодняшний день я разрабатываю только образцы, а мои художники уже все реализуют. Да и убрать контроль работы не могу в характере, как начальник, разработку стратегии и так далее. По мне все должно быть идеально, а никто так не знает продукт, как я.
3 действия, которые нужно первоначально сделать перед запуском всей движухи проекта:
Решиться и понять, что первые несколько лет будет тяжело, да и потом не легче. Но это для себя, для внутреннего решения. А вот для общего решения: поймите, какую боль вы решаете для людей, для ваших клиентов, придумайте свою уникальность, свою целевую аудиторию и где вы будете искать клиентов. Пусть не на бумаге, но хотя бы на экране монитора у вас должна быть общая картина. Вы ее потом забросите и забудете, но для общей картины надо сесть и все написать. И не забудьте проанализировать конкурентов. И речь не только о прямых, но и о рядом в плоскости лежащих.
И самое главное -- вы должны искренне любить то, чем вы занимаетесь. Ибо именно с этим вы будете проводить день ночь, все праздники и выходные, именно об этом вы будете говорить с друзьями и родственниками за праздничным столом -- и именно это вам будет сниться.
Как относитесь к публичности? Предпочитаете часто появляться в СМИ или, скажем так, по необходимости?
Раньше никак не относилась, даже не думала над этим. Сейчас я понимаю ценность истории: мое имя -- это бренд, я сама к этому стремилась, а значит о имени должны слышать максимально часто.
Мы живем в век, когда в интернете можно найти все, когда новости не смотрят, а соц. сети заменяют нам реальную жизнь. Головой я понимаю, что СМИ -- это идеальная история, и чем чаще там будет мелькать мое имя, тем лучше. Сперва это вызывало дискомфорт, сейчас это как наркотик - еще и еще. У меня даже человек теперь есть, который договаривается обо всем и корректирует мои тексты.
Банальный вопрос, но Анна, вы же наверное рисуете в свободное время? :)
Свободное время? а что это такое?))
Интервью подготовлено Главным редактором — Эльмирой Исяновой