
Риэлторов заменит программный код
Вы запустили стартап, цель которого снижать цены на квартиры. Расскажите, что это такое?
Cashbackdom.ru - это онлайн-сервис подбора квартир: мы помогаем самостоятельному клиенту выбрать жилье в новостройке и купить его дешевле, чем оно представлено на рынке. Продавая квартиру через наш сервис, застройщик экономит на маркетинге и риэлторах. Часть этих сэкономленных денег возвращаются клиенту после покупки. Сейчас это 1%, в дальнейшем мы планируем увеличить кэшбэк до 3%.
Откуда именно берётся кэшбэк?
Маркетинг новостроек - это большой мыльный пузырь. Застройщики конкурируют друг с другом, агентствами, агрегаторами. Конкурируют внутри сайтов агенств и агрегаторов, в итоге все равно отдают проценты агентам. Таким образом в стоимость квартиры может быть заложено до 4% на маркетинг и посредников. А в малоэтажном строительстве и все 10%. Мы оптимизируем маркетинг и заменяем часть работы риэлтора программой. Это позволяет снизить конечную цену продукта.

Не слишком ли амбициозная задача для стартапа: снизить цены на квартиры по всей стране?
Рынок онлайн услуг отличается тем, что тиражирование бизнеса происходит гораздо проще чем в офлайне. Грубо говоря, продукт созданный однажды можно продавать бесконечное количество раз. После обкатки алгоритмов, бизнес-модели и проверки наших гипотез, мы будем готовы тиражироваться в другие регионы. А это случится уже в этом году.
Получается это обычный агрегатор, маркетплейс?
Не совсем. Мы вообще не являемся маркетплейсом. Сайты агентств и другие открытые источники сейчас перенасыщены несуществующими объектами. Часть предложений администраторы просто не успевают убрать после продажи, другие несуществующие намеренно размещены для привлечения клиентов. Поэтому мы не работаем с открытыми источниками и не формируем свой реестр квартир. Подбор объекта осуществляется только по запросу клиента и формируется из внутренних баз застройщиков из их CRM систем. Да у нас нет объектов на сайте. Но в этом наше преимущество: персональный подбор квартир осуществляется только из базы реальных объектов.
В чем главная сложность при запуске IT стартапа?
Классическая проблема сложного продукта - это кадры. К счастью у нас сформировалась отличная команда. Сейчас нас скорее тревожит реакция застройщиков. По большей части это консервативный бизнес и им нужно много времени, чтобы принять и согласовать решение. Радует то, что пока значительная часть из них находится в стадии внутренних согласований нашего с ними сотрудничества, находятся и такие, кто сами выходят на контакт с нами. Рано или поздно, этот рынок поменяется в пользу клиента. Вопрос только в том, какие именно застройщики будут лидерами этих перемен.
Как родилась идея замены риэлтора программным кодом?
Честно скажу, идея пришла не сразу. Первый проект был связан с оценкой работы риэлтора. Если клиент приходит в агентство недвижимости, ему назначают свободного специалиста. Да, покупатель может выбрать агента на сайте компании, но открытой оценки качества услуг конкретных риэлторов вне внутренних систем агентств нет. Есть системы оценки отелей, ресторанов, магазинов, но в выбор риэлтора до сих пор происходит по личной рекомендации, или вам просто назначат кого придется.
Мы начали прорабатывать межагентский маркетплейс для риэлторов с системой оценок, баллов, отслеживанием количества совершенных сделок. Но увы, у нас не сошлась юнит-экономика, расчет экономики одной сделки. Может со временем подобный проект соберет или уже собрал кто-то другой, но мы не придумали, как сделать эту идею хотя бы самоокупаемой.
Зато возникла другая идея: если такой элемент как выбор риэлтора нельзя оптимизировать, может его вообще убрать из некоторых цепочек? Так и родилась идея онлайн-сервиса подбора квартир.
А почему решили делать стартап именно в недвижимости?
Это сложилось само собой. Я долгое время оказывал услуги маркетинга разным проектам, в том числе в сфере недвижимости. Последние 3 года у меня стали появляться заказы на маркетинг от IT-стартапов. Тут я наконец-то понял логику этой индустрии: оптимизация процессов, замена рутинной работы человека программным кодом. Те процессы, которые можно заменить работой программ, рано или поздно будут заменены работой программ для снижения себестоимости и повышения качества конечного продукта. Почему бы не принять участие в этом процессе? Это шанс сделать что-то действительно полезное для широкого круга людей.
На рынке недвижимости много работы, которую можно заменить алгоритмами. Может поэтому жилье в России непомерно дорогое?
Посмотрите на стройки, у нас даже дома строятся вручную. Мне сложно представить отрасль экономики, где такая же большая доля ручного труда.
Но мы не лезем в стройку, потому что мало в ней понимаем. Мы понимаем в маркетинге и продажах и знаем, как сделать квартиры в России дешевле сначала на 1%, а потом и на 3%. Может со временем найдется еще пара десятков технологических проектов на все этапы строительства и жилье станет дешевле в разы? Хочется верить, что так и будет.
На какие тренды в сфере продвижения вы опираетесь в своем проекте?
В интернет-маркетинге сейчас идет тренд похожий на тот, что произошел когда-то с ритейлом: розничная торговля стала развиваться в сторону гипермаркетов и торговых центров, объединяющих множество брендов под одной крышей. Это позволило производителям не только приблизиться к покупателю, но и значительно сократить издержки и снизить цены. То же сейчас происходит сейчас в онлайн-продвижении. Проще один раз привлечь клиента на онлайн-агрегатор, где есть все, что может его заинтересовать, чем рекламировать монопродуктовые и монобрендовые сайты. В конце концов, монитор у клиента только один и в него просто физически не поместится реклама всех тех продуктов, которые могут его заинтересовать, даже с учетом жесткого таргетирования. Да, агрегаторы технически сложнее, чем продающие лендинги, но в итоге выигрывают все: клиент покупает продукт за меньшую стоимость, а продавец несмотря на снижение цены продает с большей маржой за счет сокращения маркетинговых издержек.
Как находите время для личной жизни, семьи?
Чтобы хватало времени и на личную жизнь и на эксперименты с бизнесом, я однажды решил уйти с работы по найму, в частную практику. Не важно, фриланс это или микробизнес, но когда ты сам распоряжаешься своим временем, появляется возможность браться только за максимально привлекательную работу и освобождать время для действительно важного. В найме же приходится делать все подряд, и времени все равно не будет хватать.
Что касается личной эффективности, как и в вопросах финансовой грамотности, есть те, кто тратят всю свою зарплату, а есть те, кто хоть немного, но откладывают и инвестируют. Так и в вопросах тайм-менеджмента: кто-то тратит все свое время на работу, а кто-то вкладывает часть своего времени в те проекты, которые могут вырасти. Я стараюсь придерживаться второго подхода.