Как организовали удалённую работу
Как организовали удалённую работу
Виктория Вирта, создатель Пользы, маркета с человеческим лицом

1. За какой промежуток времени мы перешли на удалённую работу?
То, что запретят передвижения по городу и что всё это надолго, стало понятно уже в середине марта, поэтому мы начали готовиться заранее: отказались от одного из помещений (хорошо, что по договору можно было расторгнуть за месяц) и перенесли мебель и технику во второй офис. Сэкономили несколько десятков тысяч. Правда, уже на карантине пришлось брать пропуск и приезжать подписывать акты сдачи-приёмки. Единственная нерешённая пока задача – смена юрадреса, так как налоговая очно не принимает и на звонки не отвечает. Так что и депозит нам пока не вернули.
В последние дни передвижения без пропусков буквально за два дня вывезли по домам технику и даже некоторую мебель – у многих, в том числе у нас дома, не было отдельного рабочего стола и кресла, всё это перевезли буквально за 2 дня. А также папки, принтеры, печати, кофемашины и всё остальное. Сейчас лично у меня в квартире полноценный офис, иногда даже возникает мысль, стоит ли возвращаться… Особенно обидно было заплатить уже дважды по 150 тыс. за место, где нас нет. Но, обсудив с другими сотрудниками, решили, что пока не готовы отказаться от офиса насовсем – многим тяжело работать дома.
2. С какими проблемами столкнулись в этом плане?
Основная проблема вовсе не в обеспечении рабочего процесса: это у нас всё давно было организовано специально для распределенных команд, так как есть сотрудники в других городах и даже странах. Все проекты мы ведём в Basecamp, документы держим в облачном хранилище, расчёты – в Google Таблицах. Отчётность сдаём тоже электронную, конечно. Сама наша работа в принципе не предполагает обязательного присутствия в офисе – главное, чтобы был интернет, доступ к общим данным и связь с другими членами команды. На карантине из нового появились только встречи по зуму. Раньше мне приходилось клиентам объяснять, что это такое, а теперь все им пользуются, и это удобно.
Проблема заключается в самой природе человека:
- не все люди работоспособны из дома: кому-то мешают близкие, кому-то лень;
- людям хочется видеть и слышать других людей: пока мы сами не стали цифровыми существами, нам важна возможность воспринимать мир всеми органами чувств;
- я лично стала работать ещё больше, потому что время, которое раньше уходило на дорогу, сейчас я также занимаю работай, и это тяжело, конечно.
Иногда хочется просто ехать за рулём куда угодно, чтобы расслабить голову.
3. Есть ли сотрудники, которых невозможно перевести на удалёнку?
Все наши сотрудники могут работать удалённо: физически нам нужны только курьеры, но эти компании не переставали работать, так что мы просто теперь заказываем забор документов из дома.
4. Как обеспечивается безопасность серверов и защита данных? Через какие программы происходит обмен данными?
Так как мы пользуемся удалёнными сервисами всегда, приходится полагаться на их защищённость. Когда прошла информация о сливе данных из Zoom, стали пользоваться только конференциями с паролем. Документы и Таблицы с общим доступом у нас в Google – здесь защита состоит в том, чтобы давать доступ по email, а не по ссылке. Система управления проектами Basecamp пока ни разу не была замечена в потере данных – у нас там хранится информация уже за годы, начиная ещё с Basecamp 1, но есть правило не выкладывать туда большие файлы (исходники дизайна и видео). Эти данные раньше хранились в Dropbox, а теперь на Яндекс.Диске. И, конечно, для общения мы пользуемся Telegram, в нём удобно пересылать документы, когда это необходимо, и там у нас общие чаты по работе и с клиентами. В наших командах все лояльно относятся к голосовым сообщениям, и тут Telegram также выигрывает у остальных мессенджеров.

5. Каким образом происходит контроль работы сотрудников? Как изменилась их продуктивность за этот месяц?
Наша работа построена так, что никто не контролирует процесс – нам важен результат. Есть задачи в Basecamp, у них есть дедлайн, главное – укладываться в него. К тому же работа ведётся в мини-командах, которые в течение дня на связи через Telegram и Zoom.
И всё же продуктивность некоторых сотрудников упала: тех, у кого стало меньше задач в силу того, что часть контрактов закрылась. Сейчас особенно остро чувствуется перекос в загруженности: кто-то «погибает» под задачами и не успевает их сделать даже без выходных, а у кого-то 3-4 задачи на всю неделю, и человек расслабляется. Людям вредно расслабляться.
6. Какие функции удалённой работы останутся в работе нашей компании после изоляции?
Когда мы вернёмся в офис, а мы всё-таки в него вернёмся, все наши сервисы для работы распределённой команды останутся, так как они были и до. А вот что добавится, так как это зумколлы в большем количестве, чем раньше. Теперь многих не надо уговаривать встретиться онлайн. Хотя забавно то, что даже не карантине некоторые консультации я проводила очно, потому что клиент только так готов был воспринимать информацию. Но всё-таки общая тенденция на цифровизацию встреч точно есть.
7. О плюсах и минусах удалённой работы.
Все плюсы одновременно и минусы:
- Не нужно ездить на работу, но нет времени разгрузить мозг в дороге, и работы стало ещё больше.
- Можно экономить на общепитах, но нужно готовить, а сидение в одних и тех же стенах вызывает желание порадовать себя чем-нибудь вкусненьким. И расходы на еду не уменьшаются, а даже увеличиваются. Проводила опрос в Facebook – не только у нас так.
- Гораздо меньше нужно следить за собственным внешним видом – в дни, когда нет зумколлов, можно и не одеваться в офисное, а носить пижамки. Но. Собственно, думаю, вы сами понимаете, какое это «но». Хорошо, что дней без зумколлов у меня лично максимум 1 в неделю, иначе, пожалуй, можно было бы совсем «опустить».
Из явных минусов – то, что у кого-то даже удалёнки нет, например, у той же налоговой, и мы просто не можем решить задачу со сменой юрадерса уже 1,5 месяца. Ну и то, что хотелось бы не ездить на работу, потому что хочется, не потому что такой возможности и нет. Удалёнка, как оказалась, привлекательна именно как исключение, а не как общее правило.
Виктория Вирта, создатель Пользы – маркета с человеческим лицом, креативный продюсер издательских проектов, руководитель группы внеэфирных СМИ телеканала «ТНТ» с 2005 по 2011 год, экс топ-менеджер крупных российских компаний Rutube, Ivi, MTT и основатель Академии интернет-резерва.